.:: Домашняя страница ::.                .:: Картинки ::.                .:: Автор ::.

 

Сергей Есенин

Есенин -Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил кактонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянскойРуси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группуимажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах"Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме"Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести"(1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская"(1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть"коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом"Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическаяпоэма "Пугачев" (1921).Детство. Юность Родился в крестьянской семье, ребенком жил всемье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиесястранствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончивКонстантиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение вСпас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителемшколы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое времяслужил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта сотцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д.Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказалсяпод надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философскомотделении университета Шанявского (1913-15).Литературный дебют. УспехС детства слагавший стихи (в основном вподражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретаетединомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке",членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московскихдетских журналах (дебют стихотворение "Береза").Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, гдезнакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н.С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим нанего значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками,стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру(Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновыхсапожках), имели большой успех."Радуница"Первый сборник стихов Есенина"Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей внем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. Встихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень","Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.)складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения,явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми,связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный,прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики ифольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картиныесенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос иболотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного,почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь уручья").РеволюцияВ начале 1918 Есенин переезжает в Москву. Своодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм("Иорданская голубица", "Инония", "Небесныйбарабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием"преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них сбиблейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий.Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствоватьвремени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны"Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, идр.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается кистории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).ИмажинизмПоиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р.Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенинстановится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафеимажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял ихплатформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Егоэстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народномутворчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "КлючиМарии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой"шутовского кривляния ради самого кривляния""собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурныеметафоры.Айседора Событием вжизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан(осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие поЕвропе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923),сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина,обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальнымотсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседоравыучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию онирасстались.Стихи последних летНа родину Есенин вернулся с радостью,ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великихштатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки:стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо кматери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидскиемотивы", поэма "Анна Снегина" и др.Главное место в его стихах по-прежнемупринадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки.Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "РусьСоветская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении"Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд")получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни,приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себяпевцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь большене нужна" (сборники "Русь Советская", "СтранаСоветская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периодастановятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.Трагический финалОдним из последних его произведений сталапоэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. Послеэтого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д.Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь отсудебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколькораз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной разпытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н.Толстого) не был счастливым. В конценоября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическуюклинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным огоспитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессоробещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматьсялитературной работой.Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног,разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек,но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиникипрофессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал нарасправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент,Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице"Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.
Пусть для сердца тягуче колка Эта песня звериных прав!.. ... Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав... О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты недаром даешься ножу! Как и ты, я, отовсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты - я всегда наготове. И хоть слышу победный рожок, Но опробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу... Все же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу.

 

Hosted by uCoz